es posible espiar whatsapp yahoo spiare telefono con pc verizon iphone 6 order tracking localizar a una persona por su movil gratis programma per nascondere orario whatsapp
…ога и толкование сновидений ѕечать E-mail

 —тать€ јндре€ —афронова в блоге "…ога сутра: комментарий современного практика" 

 

ѕродолжа€ тему методов стабилизации читты, ѕатанджали предлагает еще одну группу методов, а именно Ц техники толковани€ сновидений

—оответствующа€ сутра очень коротка€ и к тому же практически напрочь игнорируетс€ современными комментаторами, да и классические комментаторы ее тоже не слишком баловали вниманием. “ем не менее, разобратьс€ в ней можно. »так, сутра 1.38:

1.38       svapna-nidrā-jñāna-ālambanaṃ vā

svapna (m.) Ц сон; от корн€ svap (спать); 


nidrā (f.) Ц сон; ni (в, вниз) + корень dra (спать);

jñāna (n.) Ц знание;

ālambanaṃ (n. nom. sg.) Ц опора. —лово образовано приставкой  ā + корень lamb (висеть);

vā (ind.) Ц или.

“аким образом, строчка означает:

1.38 »ли [устойчивость манаса достигаетс€] опорой на знание [полученное] во снах.   

ѕопробуем пон€ть, о чем говорит автор …ога сутры. ƒл€ этого обратимс€ вначале к классическим комментари€м.   сожалению, ¬ь€са ограничиваетс€ грамматическим разбиением строчки и напоминанием о том, что строчка относитс€ к проблеме успокоени€читты йогой. Ћюбимый мной Ўанкара пускаетс€ в небольшие философствовани€ о природе сна, но также не объ€сн€ет что такое Ђопора на знание, полученное во снеї. ј вот автор менее известного (но очень хорошего) комментари€ Ђ…ога шудхакараї —адашивендра —арасвати дает необходимую подсказку. ќн пишет, что спокойствиечитты, более того, ее сконцентрированность воедино (экаграта) наступает от дхь€ны, т.е. корректного размышлени€ или медитации на пришедшее во сне знание. ѕришедшее во сне знание Ц это содержание сновидени€, которое, как известно из психоанализа, в символической форме выражает суть вытесн€емой человеком эмоциональной проблемы (самскары, говор€ классическим €зыком или зав€зки современным). », соответственно, расшифровав эти символы, можно пон€ть суть проблемы, а соответственно Ц и решить саму проблему. »менно поэтому ѕатанджали пишет: Ђопора на знаниеї. ƒаже удачна€ интерпретаци€ сна Ц еще не решение ситуации и не дает само по себе успокоени€ сознани€. ѕолученное знание еще надо применить, воспользовавшись психотехниками другого типа. » в этом ѕатанджали очень тонок.

  ѕоразительно, но в этой сутре содержитс€ весь психоанализ. Ќо возможно ли это? ћогли ли индийские мудрецы настолько опередить открыти€ европейской науки? “еоретически, Ц почему бы и нет. ќткрыти€ ‘рейда и ёнга не требовали никакого сложного оборудовани€ или научной базы. ¬се, что было необходимо Ц это отточенна€ наблюдательность и тонка€ рефлекси€, чего у индийских практиков было с лихвой. ‘актически, единственной реальной трудностью в становлении идей психоанализа было преодоление постхристианской парадигмы, еще витавшей в головах европейцев того времени. » все же проследим тему толковани€ сновидений в древней »ндии.

 ”глубившись в историю, можно заметить, что индийска€ культура всегда удел€ла  глубочайшее внимание теме сна. Ћишь в одной –игведе слово Ђsvapnaї используетс€ в именительном падеже более 40 раз, и примерно столько же Ц в других падежах. ѕрактически кажда€ философска€ школа имела свою теорию сновидений и их происхождени€. Ќо, несмотр€ на незначительные расхождени€ в детал€х, все эти теории опирались еще на ведическую культуру, котора€ в силу своей рефлексивности подметила основные черты природы сновидени€. „тобы не быть голословным, € приведу здесь отрывки из потр€сающего по своей глубине гимна-заклинани€ Ђјтхарваведыї, который удивительно тонко выдел€ет основные элементы природы сновидени€. √имн посв€щен и адресован —ну.

 ќ —Ќ” Ц ѕ–ќ“»¬ ƒ”–Ќџ’ —Ќќ¬»ƒ≈Ќ»…

“ы пришел из мира ямы

–адостно ты, мудрый, используешь смертных

Е

¬начале теб€ видело всепоглощающее дно

Е.

ќттуда, о сон, ты пришел сюда,

√лубоко пр€ча свою форму

Е

” кого черпают ужас злые делом,

ј добрые делом черпают сном полный срок жизни Ц

“ы пируешь на небе с высшей родней,

“ы родилс€ из мысли мучимого совестью [1]Е

    ¬ этом гимне €вственно прослеживаетс€ архаическое, но глубоко рефлексивное отношение ко сну. ¬едические риши подметили то, что мы назвали бы  его св€зью с бессознательным (приход из глубин, бесформенность), св€зь сна с состо€ни€ми и поступками человека. ƒаже, не побо€вшись критики, € бы предположил некоторое чувствование ими коллективности бессознательного (в смысле ёнга), в словах Ђты, мудрый, используешь смертныхї.

    ѕредставлени€ о природе сна развивались уже в древнейших упанишадах: Ѕрихадарань€ке, „хандогье, ћайтри, ѕрашна и др.  стати, именно упанишады развивают теорию о фазах (или глубинах) сна Ц Ђсвапнаї, Ђнидраї, Ђсушуптиї. ¬идимо, опира€сь на эту концепцию ѕатанджали ввел два термина в рассматриваемую строку. ¬ тексте Ђјйтрейа јрань€киї по€вл€етс€ информаци€ о неблагопри€тных снах и способах  предотвращени€ неблагопри€тных событий, предсказанных в них. –€д толкований снов приводитс€ в аюрведическом тексте Ђ—ушрута самхитаї. „уть позднее по€вл€ютс€ и специальные сонники. ¬ литературе упоминаютс€ Ђ—вапнаадхь€€ї јчарамаюкхи и др. Ќаиболее известный и дошедший до нашего времени сонник Ђ—вапначинтаманиї ƒжагаддевы датируетс€ XII-XIII вв. ¬ этом тексте, в частности, утверждаетс€:

1.4 —уществует дев€ть источников сновидени€: услышанное, пережитое, увиденное, соответствующее собственной природе, забота, нарушение естественного состо€ни€, боги, заслуги, грехи.

   —праведливости ради надо отметить, что предлагаемые автором толковани€ далеки от толкований уровн€ ёнгианской терапии. Ќо € думаю, что сонник, в принципе, как в древности, так и сейчас Ц образец литературы Ђдл€ массового читател€ї. ѕодлинный же анализ сна может быть только индивидуальным, или, что еще лучше, производитьс€ самосто€тельно методом дхь€ны, с опорой на личные переживани€ и специфику личного символизма.

    ¬ завершении статьи, отчасти чтобы развлечь читател€, отчасти Ц чтобы проиллюстрировать символизм сновидени€, приведу один из отрывков из Ђ≈вгени€ ќнегинаї Ц описание сна “ать€ны, который, скорее всего, большинство не изучали в средней школе. ј зр€. ”читыва€, что ѕушкин писал это за 100 лет до ‘рейда,  глубочайшее ощущение поэтом символики сновидений поразительно. ¬ очередной раз убеждаешьс€, что ѕушкин был глубочайшим знатоком женских душ и тел))).

   —овременный, а тем более, хорошо подготовленный читатель без труда увидит, как  в этом сне подсознание репрезентирует основные вытесненные сексуальные желани€ героини, и даже ее далекие от реализации, но уже оформившиес€ сексуальные контекстыЕ. ƒл€ читателей, не столь подготовленных психологически, выделю основные значимые символы курсивом, а намеки на контекстыподчеркну.

XI.

» снитс€ чудный сон “ать€не.

≈й снитс€, будто бы она

»дет по снеговой пол€не,

ѕечальной мглой окружена;

¬ сугробах снежных перед нею

Ўумит, клубит волной своею

 ипучий, темный и седой

ѕоток, не скованный зимой;

ƒве жердочки, склеены льдиной,

ƒрожащий, гибельный мосток,

ѕоложены через поток:

» пред шум€щею пучиной,

Ќедоумени€ полна,

ќстановилас€ она.

XII.

 ак на досадную разлуку,

“ать€на ропщет на ручей;

Ќе видит никого, кто руку

— той стороны подал бы ей;

Ќо вдруг сугроб зашевелилс€,

» кто ж из-под него €вилс€?

Ѕольшой, взъерошенный медведь;

“ать€на ах! а он реветь,

» лапу с острыми когт€ми

≈й прот€нул; она скреп€сь

ƒрожащей ручкой оперлась

» бо€зливыми шагами

ѕеребралась через ручей;

ѕошла - и что ж? медведь за ней!

XIII.

ќна, взгл€нуть назад не сме€,

ѕоспешный ускор€ет шаг;

Ќо от косматого лаке€

Ќе может убежать никак;

 р€хт€, валит медведь несносный;

ѕред ними лес; недвижны сосны

¬ своей нахмуренной красе;

ќт€гчены их ветви все

 локами снега; сквозь вершины

ќсин, берез и лип нагих

—и€ет луч светил ночных;

ƒороги нет; кусты, стремнины

ћетелью все занесены,

√лубоко в снег погружены.

XIV.

“ать€на в лес; медведь за нею;

—нег рыхлый по колено ей;

“о длинный сук ее за шею

«ацепит вдруг, то из ушей

«латые серьги вырвет силой;

“о в хрупком снеге с ножки милой

”в€знет мокрый башмачок;

“о выронит она платок;

ѕодн€ть ей некогда; боитс€,

ћедвед€ слышит за собой,

» даже трепетной рукой

ќдежды край подн€ть стыдитс€;

ќна бежит, он всЄ вослед:

» сил уже бежать ей нет.

XV.

”пала в снегмедведь проворно

≈е хватает и несет;

ќна бесчувственно-покорна,

Ќе шевельнетс€, не дохнЄт;

ќн мчит ее лесной дорогой;

¬друг меж дерев шалаш убогой;

 ругом всЄ глушь; отвсюду он

ѕустынным снегом занесен,

» €рко светитс€ окошко,

» в шалаше и крик, и шум;

ћедведь промолвил: здесь мой кум:

ѕогрейс€ у него немножко!

» в сени пр€мо он идет,

» на порог ее кладет.

XVI.

ќпомнилась, гл€дит “ать€на:

ћедвед€ нет; она в сен€х;

«а дверью крик и звон стакана,

 ак на больших похоронах;

Ќе вид€ тут ни капли толку,

√л€дит она тихонько в щелку,

» что же видит?.. за столом

—ид€т чудовища кругом:

ќдин в рогах с собачьей мордой,

ƒругой с петушьей головой,

«десь ведьма с козьей бородой,

“ут остов чопорный и гордый,

“ам карла с хвостиком, а вот

ѕолу-журавль и полу-кот.

XVII.

≈ще страшней, еще чуднее:

¬от рак верхом на пауке,

¬от череп на гусиной шее

¬ертитс€ в красном колпаке,

¬от мельница вприс€дку пл€шет

» крыль€ми трещит и машет:

Ћай, хохот, пенье, свист и хлоп,

Ћюдска€ молвь и конский топ (31)!

Ќо что подумала “ать€на,

 огда узнала меж гостей

“ого, кто мил и страшен ей,

√еро€ нашего романа!

ќнегин за столом сидит

» в дверь украдкою гл€дит.

XVIII.

ќн знак подаст: и все хлопочут;

ќн пьет: все пьют и все кричат;

ќн засмеетс€: все хохочут;

Ќахмурит брови: все молчат;

ќн там хоз€ин, это €сно:

» “ане уж не так ужасно,

» любопытна€ теперь

Ќемного растворила дверь...

¬друг ветер дунул, загаша€

ќгонь светильников ночных;

—мутилась шайка домовых;

ќнегин, взорами сверка€,

»з-за стола грем€ встает;

¬се встали; он к двер€м идет.

XIX.

» страшно ей; и торопливо

“ать€на силитс€ бежать:

Ќельз€ никак; нетерпеливо

ћета€сь, хочет закричать:

Ќе может; дверь толкнул ≈вгений:

» взорам адских привидений

явилась дева; €рый смех

–аздалс€ дико; очи всех,

 опыта, хоботы кривые,

’восты хохлатые, клыки,

”сы, кровавы €зыки,

–ога и пальцы кост€ные,

¬сЄ указует на нее,

» все кричат: мое! мое!

XX.

ћое! - сказал ≈вгений грозно,

» шайка вс€ сокрылась вдруг;

ќсталас€ во тьме морозной.

ћлада€ дева с ним сам-друг;

ќнегин тихо увлекает

“ать€ну в угол и слагает

≈е на шаткую скамью

» клонит голову свою

  ней на плечо; вдруг ќльга входит,

«а нею Ћенской; свет блеснул;

ќнегин руку замахнул,

» дико он очами бродит,

» незваных гостей бранит;

“ать€на чуть жива лежит.....


 

 [1] ѕеревод последней строчки мой, и он несколько отличаетс€ от стандартного Ђты родилс€ из мысли твор€щего пока€ниеї. ƒело в том, что корень Ђtapї,использованный в ней, означает не только Ђтапасї, как духовную практику, но и внутренние терзани€ человека, которые мы называем Ђмуки совестиї. »менно в таком контексте этот корень использован, например, в первых строфах Ђ’атха-йога-прадипикиї. “акой перевод более соответствует сути стиха.

»сточник здесь http://www.yoga-sutra.org/ 

 

 
—лед. »

—оздание сайта MGP.UA


–Ш–љ—В–Є–Љ –Ј–љ–∞–Ї–Њ–Љ—Б—В–≤–∞ –≤ —Е–Њ–ї–Љ–∞—В–Ї–µ
88